Методические рекомендации построения БФ

Методические рекомендации построения больших формаций.

 Предисловие.

 

  1. История и современное состояние ГА в части “Большие формации” в мире и России:

27 июля 1930 г. – считается днем рождения Отечественного парашютизма (выполнено несколько десятков прыжков во главе с Миновым в г. Воронеж)

50-е годы – начало зарождения ГА в мире (США)

1972 г. – в сетку мировых рекордов была введена ГА в виде построения “Большой Звезды” – кольца из наибольшего кол-ва человек.

18 апреля 1973 г. – советскими парашютистами был установлен мировой рекорд “Звезда” из 12 человек:

1. В. Гурный

5. В. Лапицкий

9. Е. Моторин

2. С. Киселев

6. Ю. Баранов

10. Е. Гладилов

3. С. Песнячевский

7. В. Мохнарылов

11. Е. Мащенко

4. Н. Ушмаев

8. В. Трунин

12. В. Карпезо

Хронология рекордов России(СССР), Европы, мира (1973-2018гг):

1973    12 чел. мировой рекорд, «Звезда» из 12 человек (г. Аранчи, Ташкент, СССР)

1974    28 чел. Ontario, Калифорния, США
1975    32 чел. Tahlequah, Оклахома, США
1976    20 чел. Рекорд СССР, «Звезда» из 20 человек (муж), 15чел – жен.

1979    36 чел. Muskogee, Оклахома, США
1980    40 чел. Davis, Калифорния, США
1983    45 чел. DeLand, Флорида, США
1983    72 чел. DeLand, Флорида, США
1985    50 чел. Рекорд СССР (г. Андижан, Узбекистан)

1986    100 чел. Muskogee, Оклахома, США
1986    76 чел. Рекорд СССР (г. Телави, Грузия)

1986    120 чел. Quincy, Иллинойс, США
1987    126 чел. Koksijde, Бельгия
1988    144 чел. Quincy, Иллинойс, США
1988    85 чел. Рекорд СССР и первая в мире попытка установить рекорд 100 way (г. Фергана, Узбекистан)

1992    150 чел. Koksijde, Бельгия
1992    200 чел. Myrtle Beach, Южная Каролина, США
1994    216 чел. Братислава, Словакия (World Team '94)
1996    297 чел. Анапа, Россия (World Team '96)
1996    33 чел. женский рекорд России (г. Анапа)

1998    246 чел. Ottawa, Иллинойс, США
1999    282 чел. Ubon Ratchathani, Таиланд (World Team '99)
1999    87 чел. рекорд России (п. Волосово Московской области)

2000    89 чел. рекорд России (г. Псков)

2002    300 чел. Eloy, Аризона, США
2003    100 чел. рекорд России (г. Ступино Московской области)

2004    357 чел. Korat, Таиланд (World Team '04)
2005    101 чел. рекорд России (г. Ступино Московской области)

2006    400 чел. Удонтхани, Таиланд (World Team '06)
2006    124 чел. рекорд России (г. Ступино Московской области)

2006    38 чел. женский рекорд России (г. Ступино Московской области)

2007    53 чел. лучшее женское мировое национальное достижение

2008    70 чел. рекорд Европы, женский мировой рекорд среди наций (г. Коломна Московской области)

2008    135 чел. рекорд России (г. Коломна Московской области)

2009    145 чел. рекорд России (г. Коломна Московской области)

2009    160 чел. рекорд России, рекорд среди Европейских стран (г. Коломна Московской области)

2010    180 чел. Рекорд Европы (г. Коломна Московской области)

2011    186 чел. Рекорд Европы (г. Коломна Московской области)

2011    201 чел. Рекорд Европы (г. Коломна Московской области)

2012    88 чел. Рекорд Мира, женский мировой рекорд среди наций (г. Коломна Московской области)

2012    207 чел, Национальное достижение России

2013    101 чел. Рекорд Мира, женский мировой рекорд среди наций (г. Коломна Московской области)

2013     60, 82, 101 чел. (2 фигуры) – 3 рекорда России, Рекорд Европы (континента) и Рекорд мира

2013    106чел.(2 фигуры)Empuriabrava, Испания

2013    110 чел. (2 фигуры)Deland, США

2014    117 чел. (2 фигуры)Perris Valley, США

2014     214 чел. Германия, Национальное достижение (World National Record)

2015    122 чел. (2 фигуры)Zephyrhills, США

2016     106 чел. Рекорд России (2 фигуры) (г. Коломна Московской области)

2017     114 чел. Рекорд России и Европы (2 фигуры) (г. Коломна, Московской обл)

              114 чел. Рекорд России, Европы и Мира (3 фигуры), г. Коломна, Моск. обл)

 

Национальный рекорд одной отдельно взятой страны – 214 way (Германия – 2014 г).

В мировом парашютно-групповом сообществе явно заметно развитие и движение в разряде “Большие формации”, рекордные попытки производились ранее с частотой раз в 2-3 года, сейчас в «перестроениях» - раз в 1-2 года.

В России заметен интерес к “Большим формациям” у некоторых молодых юношей и девушек – это дает некоторые надежды для Парашютной России…

 

II. Цели и задачи выполнения прыжков на “Большие формации”, подготовка    и установление рекордов.

… это важно знать, т.к. для успешного установления рекорда, необходимо, чтобы все вопросы и дела, которые не влияют напрямую на успех – ушли на второй план.

      Итак, цель мероприятия:

  1. Национальная гордость;
  2. Дополнительное развитие и массовость мероприятия, в котором могут принять участие парашютисты разного возраста и разного уровня “Профессиональной ГА”;
  3. Возможность “реализовать себя” тем, кто только встал на путь “парашютизма” и тем, кто уже его прошел на профессиональном уровне;
  4. Популяризация, сохранение и дальнейшее развитие ГА в России.

Задачи:

  1. Обучение спортсменов начального уровня ГА методике и практике выполнения прыжков на “Большие формации”;
  2. Подготовка и отбор кандидатов для участия в рекордных попытках  -  построение

“Большой формации” из максимального количества человек.

  1. Установить Новый рекорд!!!

Сознательное и серьезное отношение к мероприятиям, связанных с выполнением прыжков на “Большие формации” и тем более, рекордных, рождает активность, инициативу и стремление добиваться результата, а следовательно – установить новый национальный или Мировой рекорд (достижение) в данном направлении парашютного спорта.

  

  1. Документы необходимые для участия в мероприятии:
  • Паспорт на систему с техосмотром (отметка ригера об укладке не более трех месяцев.).
  • ВЛК (Не истекший срок.) либо/
  • Медицинская страховка от несчастных случаев, смерти, включая все риски и парашютный спорт (+медсправка).
  • Прыжковая книжка с приказом о допуске на текущий год.
  • Допуск квалификационной комиссии к Б.Ф.
  • Удостоверение (паспорт) подтверждающее личность и гражданство.
  1. Снаряжение необходимое для участия в мероприятии:
  • Электронный страхующий прибор (Cypres, Astra, Vigil)
  • Пищалка.
  • Высотомер.
  • Жесткий шлем.
  • Очки. (Если шлем без линзы)
  • Групповой комбинезон с захватами.
  • Спортивная обувь.
  • Жилет с грузами.
  • Коврик.
  • Рекомендации по выбору основного парашюта для прыжков на большие формации:

Не очень маленький. Желательно помедленнее, идеальный вариант Д-1-5У J Рекомендуемая загрузка купола 1,2-1,75

  1. Наземная подготовка.

Для проведения наземной подготовки необходима площадка, на которой можно разместить формацию; место для тренировки и имитации лётного задания; макеты л/а -для тренировки отделения, площадка с разметкой для тренинга в позиции «лежа»..

Во время проведения наземной подготовки основным требованием к участникам будущей формации является - соблюдение дисциплины и беспрекословное выполнение требований тренера (капитана). Во время наземной подготовки говорит ТОЛЬКО один – тренер (Лот), либо тот спортсмен, которому был задан вопрос, в противном случае подготовка превратится в базар.

Как правило, подготовка формации сводится к следующей схеме:

  • Отбор кандидатов для участия в формации (Наличие необходимой экипировки и достаточного опыта у спортсменов);
  • Распределение спортсменов по местам в задании;
  • Определение секторов;
  • Определение контрольных линий для правильной геометрии фигуры;
  • Построение спортсменов в л/а и контроль за схемой отделения и подходов, чтобы не было пересечений;
  • Определение ярусов на подходах и командиров ярусов;
  • Определение сигнализаторов на разбежку;
  • Определение высоты и ярусов разбежки, временных интервалов и высот раскрытия парашютов;
  • Определение площадок приземления и круга разворота при заходе на посадку.
  • Безопасность.

Во время наземной подготовки важно, чтобы каждый участник формации запомнил свое место, ориентиры и партнеров, а так же фигуру в целом, порядок построения формации и порядок выстраивания ярусов, сигнализатора (ов) на разбежку.

Наземную подготовку необходимо проводить до усвоения задания на прыжок каждым участником формации. Это правило необходимо соблюдать всегда, если конечной целью является построение формации, а не имитация Броуновского движения. Формация считается построенной только в том случае если все участники пришли на свое место.

Количество повторов тренировочных построений в ЛА, отделений от ЛА, построения фигуры и разбежки определяет тренер (капитан).

Помните, вы занимаетесь ГРУППОВОЙ АККРОБАТИКОЙ, принципом которой является: «лучший результат - это результат самого слабого участника»!!!

  1. Посадка в летательный аппарат.

Спортсмены уже знают свои номера в формации и порядок отделения от ЛА. Подходя к ЛА, они отмечаются у судьи по фамилии и номеру (в случаях выполнения рекордных попыток). Перед посадкой в ЛА необходимо одеть ласты и затянуть подвесную систему, т.к. в ЛА мало места для таких маневров. Посадка производится в обратной очередности относительно отделения от ЛА. Спортсмены должны рассаживаться в 1, 2, 3 и т.д. шеренг/колонн (количество зависит от типа ВС и будет сообщено организаторами построения данной формации). При посадке необходимо соблюдать некоторые правила:

- спортсмен должен сидеть под углом приблизительно 60-70 градусов к полу;

- ноги согнуты в коленях и подтянуты к себе;

- подойдя к своему месту посадки, отцепить со стены кислородный шланг с маской и        передать уже сидящему спортсмену, сев, принять свою маску от вновь подошедшего спортсмена;

- каждый садящийся спортсмен должен садиться аккуратно, чтобы не причинить травмы сидящему и случайно не выдернуть защитные клапана шпилек, сами шпильки или вытяжной парашют из своей парашютной системы; сидящий спортсмен должен проконтролировать этот процесс.

Таким образом садится весь борт ВС. Самый крайний спортсмен ответственен за закрывание и открывание дверей или защитной шторки (если ВС большой, назначаются два человека) в случае аварийного покидания или штатного отделения.

  1. Поведение в летательном аппарате.

Спортсмены должны сидеть спокойно, желательно не общаться друг с другом, особенно после высоты 4000м, поскольку активное движение и разговоры приводят к более активному потреблению кислорода организмом, что может спровоцировать потерю сознания. При наборе высоты никто не должен спать. Наоборот, вам следует тщательно следить за своим самочувствием и самочувствием сидящих рядом, поскольку даже при наличии кислорода на ЛА не исключены проблемы с кислородным оборудованием. Иными словами, кислородные маски тоже иногда ломаются, будьте внимательны!

  1. Подготовка к отделению и отделение.

Во время прыжков на Большие формации ЛА выходят на «боевой курс» заблаговременно до точки выброски.  Спортсмены будут оповещены об этом специальной командой «на боевом!». За 2 минуты до отделения будет дана команда «2х минутная готовность», по которой спортсмены начнут медленно подниматься, начиная от рампы или двери, в зависимости от типа ЛА. Первый вставший спортсмен должен повернуться к сидящему за ним и, подав руку, помочь встать.  Подниматься надо медленно, т. к. резкий подъем может спровоцировать головокружение и даже потерю сознания.

Поднявшись, спортсмены выстраиваются в колонны и проверяют исправность экипировки впереди стоящего спортсмена, при использовании кислорода – очень важно Маску снимать нельзя!!! В момент, когда вы встали, вы уже начали волноваться, но это обычное предстартовое волнение, которое есть у всех, и плюс вы стоите на ногах, поэтому кислорода расходуется чуть ли не в два раза больше.

За 20-30 секунд до отделения будет дана команда «приготовиться!», по которой спортсмены должны спокойно снять маску, закрепив ее на борту, закрыть фильтр шлема и занять позицию для отделения. Не надо переживать о том, что вы 20-30 секунд будете находиться без кислорода, вам вполне хватит этого кислорода, как МИН на 2-3мин.

Итак, все изготовились: в Ан-28 крайние 3 ряда стоят у кабины летчиков, создавая тем самым равновесие в центровке, остальные ряды стоят плотно друг за другом максимально приблизившись к краю рампы. Спортсмены стоят чуть выставив вперед ногу, руки лежат на ранце впередистоящего парашютиста, голова направлена вперед в сторону рампы, все сосредоточены и смотрят на «суперфлотера», который стоит с поднятой рукой и смотрит через иллюминатор на ведущий борт. Сигналом на отделение для спортсменов данного борта служит сигнал рукой и отделение «суперфлотера». Двигаться нужно семеня ногами, чтобы не наступить на ноги спортсмена, который бежит перед вами, смотреть надо поверх голов на ленту, обозначающую край рампы, нельзя смотреть под ноги, поскольку это удлиняет процесс отделения. Руки надо держать напряженными, жесткими для предохранения от удара по лицу ногами предыдущего спортсмена. Добежать нужно до обреза рампы и «свалиться» вниз. Угол, под которым вы встретите поток, зависит от скорости ЛА. Чем больше скорость ЛА, тем более пологим будет выход, и чем тише, тем более крутой, относительно летящего самолета и базы. Просьба не путать с забросом в момент отделения.

При отделении за базой, если она отделяется фигурой, первый ряд не должен прыгать с того места, где стоит (обычно расстояние равно приблизительно 1 метру), так как это может вынудить спортсменов следующего ряда прыгать за вами со своего места, а дальше уже прыгать опасно: можно упасть на рампу. Поэтому спортсмены всех рядов с первого  по крайний должны добегать до обреза рампы, 50-70смзона на обрезе – нормальная площадка для отталкивания опорной ногой. Также все спортсмены должны постараться выйти ровно по направлению, чтобы тело легло на поток ровно (параллельно потоку). Все спортсмены, прыгающие в формации, подразделяются на флотеров и дайверов. И при отделении у каждого есть свои отличия.

Дайверы первого ряда, когда они отделяются за базой: при неправильном отделении есть вероятность при сильном забросе прорезать поток и оказаться ниже базы. Тем самым время построения фигуры удлинится на время вашего вспухания.

Флотеры: отделившись, должны удерживать положение тела в виде разбежки, визируя базу. Через 5-10 секунд (в зависимости от скорости ЛА) «косой поток» закончится и, если к этому времени база не успеет разогнаться и опередить вас по вертикали, то необходимо будет вынести руки вперед для вспухания и чуть-чуть прибрать ноги. Во время вспухания необходимо тщательно следить за линейным расстоянием между вами и базой, чтобы случайно не подлезть под нее. Смотреть на базу надо, расположив тело под углом 45* и повернув голову набок.

База: наилучшими фигурами для отделения в рампу являются «черепаха» и «звезда». Основной задачей для базовых, является максимальная синхронность отделения.                                    

  1. Подход к формации

После отделения необходимо определить место расположения своего сектора, разделив базовую точку на два перпендикуляра: «гл линию с 6 на 12час» и «дубль линию» – с 9 на 3часа, которые разделят пространство предполагаемого образования «Стадиона» на 4 сектора и найти «Базовый ориентир – это №1 (на 6 час). Далее, в процессе приближения к Стадиону, найти «второстепенные ориентиры» (которые вы определили на “наземной подготовке”), и, не выпуская из внимания ни на доли секунды! «Основной базовый ориентир», продолжайте двигаться к «базе» в свое место в «Стадионе» (ярусе).

Крайне важно! После отделения – не рассматривать «Базу» как фигуру, а лишь как точку в пространстве, относительно которой необходимо образовать «Стадион»! И только! Из позиции занятого места в «Стадионе» - рассматривать «Базу» как фигуру, относительно которой, затем поправить расположение своего тела на «контрольной линии – лини входа», относительно плоскости фигуры и одинаковой Vверт с базовой основой (фигурой). И!!! на протяжении подхода к формации не терять из вида «базу» и «ориентиры».

Наиболее удобно, надежно и безопасно -  строить формацию ярусами (со Стадиона).

         «Ярус» в Стадионе - окружность (“безконтактная звезда” или «бесконтактные Стрелы») вокруг базы, где парашютисты располагаются строго напротив своего места в формации на «контрольной линии входа», на удалении по горизонтали ≈ 2-3м и высоте ≈1-1.5м. относительно базы (предыдущего яруса или части фигуры).

            Ярус служит:

  1. местом – линией, где должна быть остановлена - до «0» Vгоризонт и Vвертикаль (относительно базы, фигуры), убраны всякие скольжения и избрана Vверт как у базы;
  2. местом – линией, с которой только прямолинейно и желательно одновременно cо всеми партнерами по кругу – начать подход к базе (фигуре “формации”), оберегая “формацию” от различных поворотов, скольжений и других “негативных” явлений.

 

При подходе к месту в формации важно:

Осуществлять зрительный контроль своего движения относительно базы:

- если база (контрольная точка) “уходит” от вас вверх, то вы скорее всего уже провалились - если база (контрольная точка) “уходит” под вас, то вам срочно нужно “эффективно затормозить” (всеми частями тела и площадями, с мах напряжением мышц), иначе вы окажетесь над базой в ее затенении или на противоположной стороне.

●●На всем пути вашего подхода к формации не упускайте из поля зрения:

  1. центр фигуры (базу) и базового номера 1;
  2. правого и нижнего партнеров по курсу (траектории) вашего движения (они пользуются преимуществом);
  3.  места “сигнальщика на разбежку”.

●●● Правильно выбирать место в ярусе – Стадионе!

 

 Заключительным этапом подхода является движение из яруса к фигуре (базе), которое делится в свою очередь на составляющие:

● прямолинейный подход к фигуре – в свое место;

●● избрание общего горизонта и одинаковой с фигурой вертикальной скорости;

●●● произведение захватов через паузу и не грубо!

 *** При входе в формацию, нельзя: тянуть, толкать, опираться, висеть, а - «лежать» в фигуре автономно, но вместе со всеми!

 

  1. Работа в формации.

Построение фигуры, образование формации – это всего лишь часть работы. Сохранение фигуры, готовность к «перестроениям»-это и есть работа в формации!

Вертикальная скорость формации ≈ 190-179 км/ч (по статистике) - является наиболее комфортной для построения, поза ГА в стиле «Бокс» с хорошим прогибом – является точкой отсчёта.

Контроль центра формации, смежных и боковых партнеров производится на протяжении всего вашего нахождения в фигуре. Не отвлекайтесь от центра формации, так как вам необходимо отслеживать все изменения по горизонту и вертикали (если вас толкают в центр формации или тянут к наружи, постарайтесь не передать напряжение дальше по формации, при сильном натяжении (напряжении) лучше отпустить партнеров, чем завалить весь сектор или фигуру).                     

      Работа сигнальщика в формации: сигнальщик принимает решение на разбежку и сигнализирует о начале - открытием основного купола, в основном. Поводом к принятию решения на разбежку может служить не только высота разбежки, а так же:                          а). незапланированная выброска над лесом, морем, городом и т.п.;

б) во время “завала” или другой негативной ситуации.

 

  1. Разбежка.

Разбежка осуществляется по сигналу (раскрытие парашюта или «Сенокосилка») назначенного на наземной подготовке парашютиста, на определенной высоте, а также при оговоренных ситуациях (завал, выброска над городом, морем и т.п. ). По сигналу спортсмены разворачиваются через оговоренную сторону (например, через левое плечо) и приняв позу разбежки с максимальной скоростью разбегаются в оговоренном секторе при этом отслеживая, чтобы другие спортсмены не пересекали линию его разбежки, как и он их линии…  Если пересечение направлений разбежки сопряжено ещё и разностью по высотам, то необходимо подкорректировать своё направление разбежки и не допустить столкновения на разбежке.

Основные составляющие Разбега:

А). Мах визуальный контроль всего происходящего и своей зоны, партнеров

В). Мах синхронно и на одной высоте с партнерами по разбежке (Волны) и на Мах Vгоризонтальной и Мин Vвертикальной, Строго! По линии от центра!

9.1 План разбежки – подобный предыдущим. Мы усилили безопасность. Каждый парашютист должен полностью понимать план разбежки и неукоснительно следовать своему месту в ней.

       Разбежка по Вар-1 будет опять начинаться по сигналу (открытие парашюта сигнальщиком №1) из центра формации. Интервал между сигналами, подаваемыми другими сигнальщиками (№2-3-4…) будет 4-5 секунд. Мы добавили еще одну секунду между первым и вторым сигн.парашютом = 5сек.

* Первый парашют будет сигналом для первой группы разбежки (волны 1).

* Второй парашют - через 5сек, сигнал для 2й группы (волны 2)- медузка!                           

 Между остальными парашютами-медузами будет интервал в 4 секунды.

        По одному человеку в крайних образованиях (птицах, звездах, алмазах…) могут быть назначены ТП (ТР). Эти люди будут бежать вместе со своей группой, но затем отделяться от нее, стараясь быть выше, и открывать парашют.

         ТР-ки должны уметь сохранять минимально возможную вертикальную скорость на разбежке. Крайне важно то, чтобы они находились как можно выше над своей группой разбежки в момент открытия своего парашюта. Если вас выбрали на это место, но вы не уверены, что сможете соответствовать данной роли, сообщите об этом вашему капитану.

       Также крайне важно, чтобы у сигнальщиков были парашюты, которые не «фитилят» на открытии, и могут открываться строго по курсу. Как и всем остальным участникам рекорда, я рекомендую им загрузку от 1,25 до 1,75. Загрузка больше или меньше рекомендуемой может принести проблемы на приземлении в большом потоке куполов.

          Лидеры «трекинг-групп» разбежки будут уводить свои группы от формации, а также они будут отвечать за разбор разбежки после прыжка.

        Мы постараемся сделать так, чтобы разбежка стала еще более безопасной, чтобы люди уходили от фигуры одинаково по вертикали и бегали вместе, как одна команда – синхронно!

У нас будет больше 200 человек в воздухе, поэтому самодеятельность на разбежке будет пресекаться.   Все должны работать как одна команда!

 

 Как использовать план разбежки:

  1. Найдите свое место в формации
  2. Найдите свою группу разбежки
  3. Посмотрите на рисунки и найдите свое место в группе разбежки
  4. Ознакомьтесь с прилагаемым для вас текстом, чтобы полностью понимать

     свое место в разбежке

  1. Попробуйте проиграть в уме все ваши действия во время разбежки. Важно!

 

Группа разбежки А (волна 1):

      Первый сигнальный парашют (Р1) будет вводить свой парашют на высоте 1950 метров. Появление парашюта  над фигурой (ставит на колени сигнальщика №1)— сигнал для группы А (волна 1) начать разбежку. Увидев «медузку» и начало выхода парашюта сигнальщика №1,  вы не должны оставлять попыток пристыковаться к фигуре.

  Все в группе А (волне 1) должны поставить свои пищалки на высоту 1800 метров.

Сигнал пищалки будет  предупреждением о том, что наступила пора  разбежки – по плану «нештатной разбежки» и является  командой для вашей группы начать разбежку. Сигнал пищалки — это  команда на разворот и начало разбежки.

В момент сигнала вы должны сосредоточить внимание на вашей трекинг группе, на Лидере вашей группы, чтобы не пропустить начало разбежки.                                                                  

Мы хотим, чтобы все начинали разбежку по сигналу!

      Лидер Трек-группы разворачивается и уводит свою группу от формации (см схему разбежки). Задача Лидера — задать такую скорость на разбежке, чтобы все в его группе могли ей следовать. Разбежка должна начинаться плавно, а не молниеносно, чтобы все в группе могли быть рядом друг с другом, а затем – ускорение на внешний радиус…

   Члены трек-группы разворачиваются и бегут вместе, стараясь оставаться рядом со своим Лидером, бегут 4-5 сек (как мин) плотной группой, после чего по команде Лидера (хлопки руками по бедрам) плавно расходятся в стороны друг от друга для открытия парашюта. Их задача в эти 4-5 секунд —постараться сохранить линию и плотность группы.

 Группа разбежки А (волна 1) - парашюты должны быть открыты на высоте 700-750м.

 Во время всей разбежки и до высоты открытия запрещается останавливаться

или замедляться. Если вы замедлитесь, то группа разбежки В (2я волна) может догнать вас, что может повлечь за собой нежелательные столкновения в воздухе.

 

ГРУППА РАЗБЕЖКИ В (волна 2):

    Второй парашют (Р2) будет открыт через 5 секунд после первого. Разбежка волны 2, в отличии от сигнала волны-1, начинается по сигналу «медузки». 

    Группа разбежки В (волна 2) - парашюты должны быть открыты на высоте 800-850 метров. Во время всей разбежки и до высоты открытия запрещается останавливаться или замедляться. Если вы замедлитесь, то группа разбежки С (группа 3) может догнать вас, что может повлечь за собой нежелательные столкновения в воздухе!

 

ГРУППА РАЗБЕЖКИ С (волна 3-4– база):

Разбежка базовой основы – может производиться по нескольким вариантам, но мы будем использовать сигнал «сенокосилка» и сигналу А1 - командира разбежки.

   Вся группа (волна 3 - база) разворачивается влево (через левое плечо!) на 180 градусов от центра и убегает.

   Группа разбежки С(волна 3, база) - парашюты должны быть открыты на высоте 900-950 метров.

 Во время всей разбежки и до высоты открытия запрещается останавливаться и замедляться!

                Работаем безопасно!!!                                           

  1. Раскрытие, поведение под куполом после раскрытия, приземление, поведение после приземления.

Раскрытие куполов спортсменами осуществляется на оговоренной высоте для каждого Яруса (Волны) разбежки. Перед раскрытием необходимо предупредить ближайших спортсменов о своём решении на раскрытие основного купола (взмах рукой над головой два раза) и после этого сразу раскрыть парашют – без остановки Vгоризонт и с небольшой паузой (0,2сек) отпускания вытяжного пар-та.

Этим вы предупредите разбегающихся рядом с вами спортсменов и дадите им время для коррекции их направления разбежки, если они оказались рядом и выше вас.

Во время разбежки вы должны полностью контролировать ситуацию в своём секторе, МАХ иметь визуальный контакт с соседями по разбежке. Тогда точно ни каких «сюрпризов» вы не получите и будете раскрываться безопасно и прогнозируемо.

       После раскрытия запрещается: снимать «ласты», коллапсировать слайдер. Открывать фильтры шлемов можно и нужно, если они во время прыжка-разбежки-раскрытия запотели, но предварительно нужно отработать это до автоматизма на земле!!!

      Однако выполняя все эти действия вы обязаны всегда следить за направлением своего парашютирования – к наружи! от центра формации или большего скопления парашютистов и вовремя поправлять купол, если вы можете помешать другому спортсмену…

      Ещё до прыжка должно быть оговорено, каким кругом участники формации будут заходить на глиссаду приземления. В любом случае, не зависимо от того каким кругом вы заходите, вы обязаны  крайние 100 метров лететь по прямой. Тогда вы будите прогнозируемы друг для друга и никогда не «подрежете» на приземлении своего товарища.

     На высоте парашютирования запрещено скручивание и резкие повороты, развороты и  маневры более 90*.

Лучше не спешить, спокойно снижаться, не мешать друг другу, разбираться по эшелонам и идти в предполагаемую точку приземления.

     Не хитрите!!!  Если выброска предполагает, что вам необходимо приземлиться далеко от места укладки, то не нужно лететь ближе Дз, пересекая всем их глиссады приземления, а приземляться вместе со всеми на дальной точке, обеспечивая безопасность. Особенно это опасно на малых высотах, так как вы можете, пересекая глиссаду приземления другого спортсмена «забрать» у него воздух и он может упасть , серьёзно травмировав себя при падении с возросшей вертикальной скоростью.

      После приземления необходимо быстро погасить купол, собрать его, и МАХ не терять контроль за площадкой приземления и спортсменами, заходящими на посадку, повернуться в сторону приземляющихся Ваших партнеров. Этим вы обезопасите себя и своих товарищей, когда им может понадобится свободное пространство для манёвра при предотвращении ситуации схождения на глиссаде приземления.

   Идя к месту укладки, когда ещё другие спортсмены находятся в воздухе,

нужно отслеживать глиссады приземления парашютистов и не мешать им. Если вы видите, что ваше перемещение по площадке приземления может принести какие-то трудности для приземляющегося спортсмена, то вы обязаны остановится и пропустить его.

 

БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА!! ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В  СОВМЕСТНОЙ  РАБОТЕ!!!

 

  1. Разбор прыжка.  

Необходимое оборудование:

  1. Комната или Ангар, способный вместить соответствующее к-во участников.
  2. Телевизор либо монитор (чем больше, тем лучше)
  3. Видео аппарат со стоп кадром и замедленным воспроизведением

 

Требования к Лот организатору:

  1. Знание фигуры и ее особенностей.
  2. Знать задание для каждого участника

Проведение разбора проводиться в три этапа:

  1. Общий просмотр прыжка в динамике.
  2.  Просмотр на замедленном воспроизведении подходов по секторам.
  3.  Просмотр разбежки.

                  В общий просмотр прыжка в динамике входит: просмотр общей картины прыжка, правильность выхода участников формации

на свои базовые позиции по секторам, выявление грубых ошибок при подходе (задержка отделения, неосмотрительность в воздухе при подходе к базовой точке, подход к формации без остановки, вспухание под фигурой, обход формации на уровне подхода к формации, падение на формацию, задержка в разбежке, не своевременная разбежка, не своевременное раскрытие парашюта, прочие не оговоренные действия во время работы на большую формацию).

                  На замедленном воспроизведении просматривается каждый участник: Отделение от ЛА, работа от базовой точки до контакта с формацией (прямой подход должен составлять не менее 10 метров по прямой, угол при подходе к формации должен составлять 30-35*, нельзя опережать предыдущий уровень, подход в порядке очередности), правильность захватов (оговоренные при наземной подготовке), работа непосредственно в самой формации (работа ног, рук, корпуса, натяжение в формации должно отсутствовать, «горизонт»).

                 Разбежка: обратить внимание на правильность

выбранного направления, положение тела участника (как он бежит по горизонту, или в низ), своевременное раскрытие парашюта.

 

  1. Особые случаи:
  • Отцепка.
  • Схождение под куполами.
  • Столкновения во время разбежки.
  • Завал формации.
  • Приземление вне площадки.

 

Отцепка

При построении больших формаций действия в особых случаях имеют свою специфику.

В связи с близкими раскрытиями куполов большего количества парашютистов осмотрительность в воздухе во время разбежки, раскрытия и снижения под куполами становится многократно важнее!!

Иначе можно сказать, что необходимо предотвратить своими правильными действиями попадание в особые случаи!!! 

Отцепка начинается с укладки!

При совершении тренировочных прыжков на групповую акробатику, когда в день выполняется по 10-15 прыжков и иногда приходится спешить на укладке ещё как-то можно оправдать плохую (невнимательную) укладку и как следствие – отцепка; то при работе на большие формации каждый участник обязан быть внимательным при укладке парашюта, не спешить и аккуратно укладывать основной купол или доверять работу эту проверенным профессиональным укладчикам.

    Если произошел отказ купола и вы приняли решение на отцепку основного купола: ПЕРВОЕ- КОНТРОЛЬ ВЫСОТЫ.

Вы всегда должны знать на какой высоте вы находитесь и сколько времени осталось у вас для принятия и выполнения вашего решения на выполнение отцепки. Если вы изначально не нарушили оговоренную высоту раскрытия, то времени и высоты для выполнения отцепки у вас достаточно.

ВТОРОЕ-ОСМОТРЕТЬ ЗОНУ ОТЦЕПКИ

Если вы открывались на оговоренной высоте или чуть выше, то рядом с вами и под вами могут оказаться другие парашютисты, которые не столь строго выполняли правила разбежки и эшелоны раскрытия ; поэтому необходимо даже в стрессовой ситуации отцепки потратить время , чтобы осмотреть зону отцепки и убедится , что внизу и рядом никого нет и только тогда произвести отцепку в чистое небо. Этим самым вы избежите ситуации:  «из огня, да в полымя», то есть отцепившись не окажетесь в куполе того , кто был ниже и рядом с вами.

   Остальные действия согласно обычной отцепки: визуально найти подушку отцепки, взять её и выдернуть на полную длину тросиков, перейти в позу неглубокого пикирования и произвести раскрытие запасного парашюта.

    Несколько слов хочется сказать о различных ситуациях, которые вначале не кажутся критичными и могут обмануть даже опытного парашютиста: частичный отказ купола,

частичный отказ купола с прогрессирующим вращением…

Если в первом случае вы оцениваете только вертикаль снижения купола и его устойчивость, то во втором динамика раскрутки купола может не дать вам произвести отцепку. Прогрессивное вращение купола и возрастающая нагрузка становятся такими

большими, что многие крепкие ребята с трудом дотягивались до подушки отцепки…

Поэтому в данном случае надо как можно быстрее произвести отцепку и если вы уже с трудом дотягиваетесь до подушки отцепки, то нужно соединить обе руки, тем самым увеличив силу рук, и достать до подушки отцепки, преодолевая силу нагрузки от вращения купола и произвести отцепку основного купола.

   В любом из этих случаев необходимо своевременно принять решение и не доводить ситуацию до критической, особенно когда лимит высоты исчерпан.

    Когда вы раскрылись на оговоренной высоте и у вас достаточно времени, то вы можете

себе позволить побороться за купол, который при раскрытии не совсем расправился : залипло ухо, переплелись каскады строп, не полностью сошёл слайдер; то есть те ситуации которые не требуют отцепки и могут быть быстро устранены при правильных действиях парашютиста. В первом случае надо медленно взять купол в режим и подержать его пока набегающий встречный поток не расправит залипшее ухо, после этого медленно отдать вверх стропы управления (чтобы только что отлипшее ухо, не залипло снова). Во втором случае надо резко натянуть тот свободный конец, где вы видите переплелись каскады строп и бросить его, то есть устроить «второе» раскрытие для данной подгруппы строп. Возможно,  это придётся сделать два-три раза  каскады разойдутся и купол выровняется . В третьей ситуации надо «прокачать» купол, беря его в режим …

     И КРАЙНЕЕ

Происходящая в небе с вашим товарищем нестандартная ситуация -  НЕ СПЕКТАКЛЬ.

Вы обязаны (если вы находитесь рядом и видите, что будете мешать вашему товарищу исправлять его ситуацию ) освободить достаточно места для  отцепки или его парашютировании на не полностью раскрывшемся куполе.

   БЕРЕГИТЕ ДРУГ ДРУГА!! ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ В СОВМЕСТНОЙ  РАБОТЕ!

 

Схождение под куполами

Если в результате грубейшего нарушения дисциплины вы допустили схождение под куполами, то необходимо знать, что за ситуацию всегда отвечает верхний и вы были обязаны отследить все манёвры ниже парашютирующего спортсмена, даже если тот был не прав (летел не по прямой на глиссаде приземления, совершал непредсказуемые повороты и т.п). Здесь должен действовать «закон трёх Д» – ДАЙ ДОРОГУ ДУРАКУ.

   Потом можно разбираться, кто прав – кто виноват; но если хотя бы один из участников

будет грамотно поступать, то шанс не попасть в критическую ситуацию выше.

Поэтому нижним спортсменам стоит просматривать не только нижнюю сферу, но и верхнюю тоже, чтобы применить закон трёх Д и в ситуации, когда они абсолютно правы.

    Схождение под куполами, особенно на малых высотах – очень опасная чрезвычайная ситуация!!  Приложите все знания и весь свой опыт, чтобы изначально не попадать в такую ситуацию – это Правило №1!!! Второе – если не смогли отвернуть, то МАХ разведите руки и ноги в сторону, чтобы не пролететь в стропы и в них запутаться.

 Если всё-таки это произошло, то может быть несколько вариантов развития событий:

Частичное складывание куполов, складывание одного купола при одном рабочем, складывание обоих куполов, оборачивание одного из спортсменов сложившимся куполом и наконец самый фатальный вариант - оба спортсмена в сложившихся куполах.

  Что необходимо знать: если купол у верхнего хотя бы наполовину наполнен, он обязан держать нижнего, это даст хоть сколько-то времени на осмысление ситуации и попытку поправить её в лучшую сторону. Если высота ещё позволяет произвести отцепку, то необходимо быстро её осуществить, НО!  Перед этим необходимо убедится, что ваш товарищ не в «тряпках» сложившегося купола. Особенно это касается нижнего парашютиста. Он не имеет права отцепляться первым!! Отцепленный купол улетит в верхнего и обернёт его. Даже если вы находитесь на одной высоте, то нужно уйти в отцепку как можно синхронней, для этого голосом дайте друг другу команду, предварительно выяснив, что оба не запутаны в куполе и стропах. Например:

«Ты свободен?» - «Уходим на раз-два!!», и громко друг другу «Раз-два». На «два» нужно выдернуть подушку отцепки и от скользнув от места взаимной отцепки, раскрыть купол.

Если высоты нет или ваш товарищ не может освободиться от купола и строп, то нужно держать его, даже если ситуация для вас ещё может быть спасительной . Без вас у него точно никаких шансов!!! Как видите, большого выбора такие ситуации не дают и поэтому НЕ  ПОПАДАЙТЕ В ТАКИЕ  СИТУАЦИИ!!!

 

Столкновения во время разбежки

Если вы выполняете разбежку в правильной позе и в нужном направлении, то вы никогда не столкнётесь во время разбежки.

Если вы стали участником такой ситуации, то единственное, что можно посоветовать в такой ситуации – это смягчить удар, то есть постараться при непосредственном касании с амортизировать  руками и не допустить удара в голову и шею. Лучше сломать себе руки (ведь вы виновник случившегося), чем убить или нанести серьёзную травму своему товарищу!!!

  Поэтому при разбежке осмотрительность и ещё раз осмотрительность! Если вы заметили, что ваш товарищ не отслеживает направление разбежки и это может привести к столкновению, то вам необходимо ввести коррективы в своё направление разбежки , убедившись , что вы не помешаете своими действиями другим спортсменам.

   Сперва необходимо избежать критической ситуации, а затем уже выяснять кто прав , кто виноват!!!

 БЕРЕГИТЕ  ДРУГ ДРУГА!! ЭТО САМОЕ  ГЛАВНОЕ  В  НАШЕЙ РАБОТЕ !!!

 

Завал формации

При завале формации существует единственное и простое правило:

МГНОВЕННЫЙ  РОСПУСК всех захватов в зоне завала! Тогда вы не никогда не попадёте в «воронку» складывающейся формации и не потянете за собой других.

   Если вы всё таки попали в «завал» и не успели вовремя распустить захваты, то нужно как можно быстрей отпустить захваты и постараться не нанести травму своим товарищам, по возможности отслеживая в завале происходящее и смягчить руками столкновение с другим спортсменом, если вам так и не удалось избежать столкновения.

БЕРЕГИТЕ  ДРУГ  ДРУГА!! ЭТО  САМОЕ  ГЛАВНОЕ  В  НАШЕЙ  РАБОТЕ !!!

Приземление вне площадки

Если выброска произведена не совсем удачно, то ещё на высоте раскрытия надо выбрать  наиболее подходящую площадку  и не пытаться дотянуть до аэродрома или поближе к какой-либо точке. В данном случае нужно руководствоваться только тем, что насколько выбранная вами площадка подходит для приземления.

  Желательно, чтобы это было достаточно большое открытое пространство, так как

оно необходимо для приземления большого количества спортсменов.

   Если такой возможности нет и площадки для приземления ограничены, нужно постараться разобраться на высоте и по одному , не мешая и не отсекая друг друга  выполнить приземление.

   Лучше прийти издалека, чем вас привезут на скорой помощи!!!

 

БЕРЕГИТЕ  ДРУГ  ДРУГА! ЭТО  САМОЕ  ГЛАВНОЕ  В  НАШЕЙ  РАБОТЕ!

БЕРЕГИТЕ  ДРУГ  ДРУГА!!    ЭТО  САМОЕ  ГЛАВНОЕ  В  НАШЕЙ РАБОТЕ!!

БЕРЕГИТЕ  ДРУГ  ДРУГА!!!   ЭТО  САМОЕ  ГЛАВНОЕ  В  НАШЕЙ  РАБОТЕ!!!

 

***Составлена и дополнена перед началом «Рекордной истории новой России», согласована и одобрена «Капитанским Советом» Рекордов России.

Мной доработана 28-30 мая 2018 г 

                                                    

А.Белоглазов